Страхование автомобилей всегда привлекало внимание мошенников. Введение в России обязательной автогражданки дало им дополнительную возможность проявить свои способности. По оценкам страховщиков, на мошенников приходится около 10% страховых выплат по ОСАГО. Но лишь единичные дела доходят до суда, сообщает газета.
Ведомости,
20 сентября 2004 г.
Автомобили: Агенты с большой дороги [Собственные сотрудники - группа риска для автостраховщиков] 1430 просмотров
Страхование автомобилей всегда привлекало внимание мошенников. Введение в России обязательной автогражданки дало им дополнительную возможность проявить свои способности. По оценкам страховщиков, на мошенников приходится около 10% страховых выплат по ОСАГО. Но лишь единичные дела доходят до суда.
Специалист службы экономической безопасности "АльфаСтрахования" Евгений Бакарас выделяет 12 основных способов мошенничества в ОСАГО. Страховщики их делят на три основные группы. Одна из них, самая многочисленная, - мошенничество страховых агентов на этапе продаж полисов. Две другие группы - обман на этапе урегулирования убытков, когда, в общем, добропорядочные клиенты слегка привирают в извещениях о страховом случае или, наоборот, профессиональные мошенники, которые пытаются зарабатывать с помощью инсценировок ДТП. По словам руководителя департамента безопасности "Росгосстраха" Александра Мозалева, около 45% случаев мошенничества приходится на агентов, 40% - на обычных клиентов компании и всего лишь 15% - на профессиональных мошенников. "Профессионалы" Эти мошенники занимаются в основном инсценировкой ДТП. По словам замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игоря Иванова, такое преступление обычно сложно исполнимо. Необходимо несколько автомобилей, в группу должно входить минимум три человека, в том числе сотрудник ГАИ. Замгендиректора "Группы Ренессанс Страхование" Владимир Душин рассказывает, что около двух месяцев назад в компанию обратился владелец автомобиля "ВАЗ", чей автомобиль пострадал в ДТП по вине клиента компании, который ехал на "Ауди". Сумма предполагаемой выплаты составляла около $2000. "Мы обратили внимание, что повреждения были не совсем свежими и не совсем совпадали в месте соприкосновения", - говорит Душин. Компания проверила этих людей, и выяснилось, что четыре месяца назад с подобным ДТП и с теми же повреждениями они уже обращались в другую компанию. "Мы пригласили их побеседовать и предложили: выплачиваем деньги, но все документы передаем в органы, либо вы отказываетесь от своих требований", - рассказывает Душин. Клиент забрал заявление. По словам Мозалева из "Росгосстраха", часто профессиональные мошенники используют "двойное страхование". Например, "виновник" ДТП покупает полисы в нескольких компаниях, а "пострадавший" предъявляет заявления ко всем этим страховщикам. Периодически "виновник" и "потерпевший" могут меняться местами. Но таких случаев в практике страховщиков, по их словам, немного. Доходы мошенников не так уж велики, преступление трудно организовать, к тому же оно относительно легко раскрывается. По словам Иванова, страховые следователи многих компаний - выходцы из органов внутренних дел и активно общаются между собой: "Это некое профессиональное сообщество, они друг другу помогают". Президент Национальной страховой группы и руководитель комитета по противодействию страховому мошенничеству Российского союза автостраховщиков (РСА) Юрий Решетняк говорит, что бороться с профессиональными мошенниками должна помочь база данных "Спектр", создаваемая РСА. В эту базу страховщики направляют информацию о выплатах с указанием персональных данных участников ДТП. Она выявляет мошенничества с помощью анализа совпадений информации при наступлении страховых событий. База "Спектр" недавно прошла опытную эксплуатацию и сейчас в ней содержится информация о 6% выплат по ОСАГО. С ее помощью уже было выявлено около 60 эпизодов с преднамеренными попытками обмана компаний. Решетняк говорит, что для полного запуска базы осталось решить организационные задачи - подключить к ней большинство страховых компаний. "Добропорядочные" клиенты Вторая по масштабу группа мошенников - обычные клиенты компаний. Мошенничество здесь зачастую носит спонтанный характер. По словам Бакараса из "АльфаСтрахования", сюда можно отнести всевозможные приписки в заявлении на выплату возмещения. Например, дописываются повреждения, полученные автомобилем ранее, до наступления ДПТ. Решетняк считает, что основной способ борьбы с таким мошенничеством - создание современных средств экспертизы. Иванов из "РЕСО-Гарантии" говорит, что, если виновник не застрахован, он часто покупает полис ОСАГО сразу после аварии. По его словам, отдел урегулирования убытков компании "обостренно" реагирует на таких клиентов, так как наступление убытка в день продажи полиса - один из признаков мошенничества. По словам Иванова, сложность таких дел не в том, что их трудно раскрыть, а в том, что таких приписок и небольших обманов достаточно много. Иногда "добропорядочные" клиенты пытаются перейти в разряд профессионалов, но получается у них неважно. По словам Иванова, однажды к ним в компанию пришел владелец Ford Explorer, который купил полис ОСАГО и еще дополнительный полис, повышающий лимит покрытия по ОСАГО. Через несколько дней явился якобы пострадавший от него владелец Merсedes Gelaendwagen c очень серьезными повреждениями и заявил об убытке. Экспертиза показала, что убыток составляет $30 000. Компания попросила застрахованного подтвердить ДТП и показать свой автомобиль. ДТП он подтвердил, а автомобиль оказался без малейших повреждений. Клиент уверял, что ему отремонтировали его Ford за сутки, чего, по словам Иванова, просто быть не могло - Ford должен был быть разбит не меньше Merсedes. В результате разбирательства владелец Merсedes забрал свое заявление. Агент национального риска Судя по рассказам страховщиков, основной бич для них - мошенничество собственных агентов. По словам Бакараса из "АльфаСтрахования", агенты могут выписывать полис за полцены, поделив с клиентом сэкономленные деньги, давать полисы "напрокат" для прохождения техосмотра в ГАИ и потом сдавать их страховщику как испорченные, не "доносить" до компании страховой взнос в надежде, что у клиента ничего не случится. А могут попросту украсть бланки полисов и продавать их, присваивая взносы. Один из агентов компании продавал полисы, а взносы оставлял себе, рассказывает Бакарас. Выяснилось это так: агент уволился из компании, а через некоторое время пришел клиент, у которого произошел страховой случай. В базе компании сведений о нем не было, хотя он заплатил 47 000 руб. за страхование каско автомобиля и 3000 руб. за полис ОСАГО. Компания произвела выплату возмещения, а у агента потребовала возместить присвоенные 50 000 руб. Все бы закончилось миром, но агент отказался вернуть деньги. "АльфаСтрахование" обратилось в правоохранительные органы. В результате агент по ст. 159 ч. 1 Уголовного кодекса (мошенничество) получил два года тюрьмы условно. В середине августа работники столичного УБЭПа задержали одного крупного мошенника, который устраивался на работу в страховые компании по поддельным документам, брал для продажи бланки полисов ОСАГО, а потом исчезал. "Только у нас он похитил около 300 бланков", - говорит Иванов из "РЕСО-Гарантии". Полисы затем продавались около ГАИ, а деньги присваивались. Иванов говорит, что в этот раз мошенник вряд ли отделается условным наказанием. После этого случая, по словам Иванова, компания стала еще строже выдавать полисы своим агентам. Застраховаться от мошенников На всех этих случаях мошенничества, по словам Иванова, страховщики теряют около 10% выплат по ОСАГО. Решетняк из НСГ оценивает потери в 10-15% от выплат. В первом полугодии этого года страховщики выплатили по обязательной автогражданке 7,4 млрд руб. Это значит, что мошенники могли получить около 740 млн руб. Впрочем, не все страховщики с этим согласны. По словам руководителя департамента Страхового дома ВСК Владимира Антипова, попыток мошенничества в ОСАГО пока немного. По закону об ОСАГО лимит выплат страховщика по "железу" ограничен 120 000 руб. "Лимиты по полисам пока достаточно низкие, это и спасает", - говорит Антипов. По мнению Решетняка, криминализация ОСАГО будет расти - в каждом 5-7 случае будут признаки страхового мошенничества. Правда, эти прогнозы не поддаются проверке, а статистика доказанных случаев мошенничества пока скромна. По словам Мозалева из "Росгосстраха", за год работы по ОСАГО его компания передала в правоохранительные органы документы по 86 случаям мошенничества по ОСАГО. При этом на 1 июля 2004 г. компании системы "Росгосстрах" продали 11,4 млн полисов ОСАГО. Мозалев говорит, что доказанных и доведенных до правоохранительных органов страховых преступлений в принципе немного. По его словам, за 2003 г. правоохранительные органы рассмотрели всего 700 случаев страхового мошенничества - мизерная доля среди общего числа экономических преступлений. В Уголовном кодексе нет понятия "страховое" мошенничество, жалуется Антипов из ВСК, поэтому, считает он, доказать мошенничество сложно. Но основная причина небольшого количества переданных в правоохранительные органы дел - политика самих страховщиков. Компании пытаются договориться с мошенниками. Если те соглашаются возместить ущерб или отказываются от своих претензий на выплату, страховщики предпочитают не связываться с милицией. "Компании важно получить деньги и урегулировать претензии", - говорит Бакарас из "АльфаСтрахования". Павел МИЛЕДИН
Вся пресса за 20 сентября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
|
Медвестник, 22 января 2025 г.
Верховный суд запретил штрафовать медорганизации за выбор завышенных тарифов ОМС
|
|
Лента.Ру, 22 января 2025 г.
Стоимость страхования электромобилей Tesla оказалась неподъемной
|
|
Report.Az, Баку, 22 января 2025 г.
ЦБА разработал новые правила корпоративного управления для страховых компаний
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 22 января 2025 г.
За сгоревший отель «Камарумс» страховая компания выплатила владельцам 20 миллионов рублей
|
|
Новгородские ведомости, 22 января 2025 г.
Автовладельцы могут подать онлайн-заявление на выплаты по ОСАГО при любом ДТП
|
|
Тверские ведомости, 22 января 2025 г.
Жители Верхневолжья стали чаще страховать жизнь и здоровье
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|